Аудит сайта – 6 правил составления качественных отчетов


Время от времени мои коллеги из других SEO-компаний просят меня показать шаблоны или примеры аудитов, которые делает наша студия. Но, во-первых, шаблонов как таковых у нас нет, потому что каждый анализ мы делаем по индивидуально разработанному плану, а во-вторых, все отчеты по аудитам у нас строго конфиденциальны и не выставляются напоказ.

Но я с удовольствием поделюсь списком основных требований, которых мы придерживаемся при проведении аудитов. Эти принципы направлены на то, чтоб сделать даже очень сложный отчет по аудиту максимально понятным клиенту и соответствующим его ожиданиям. Как показывает опыт, после изучения таких отчетов у большинства заказчиков почти не остается дополнительных вопросов.

Рекомендации по проведению аудитов

1. Аудит должен быть направлен на решение конкретной проблемы, поставленной заказчиком.

У сайта может быть 20 недостатков, и при этом только 2 из них будут касаться той проблемы, которая волнует заказчика. Тогда именно этим двум должно посвящаться 80% отчета, и только 20% – обзору остальных вопросов. Пункты, имеющие отношение к основной проблеме, должны располагаться вначале отчета, остальные рекомендации – после них.

Например, если задача аудита – вывести сайт из-под фильтра за переоптимизацию, в основной части отчета должны излагаться конкретные причины пессимизации сайта, который вы анализируете, и подробное ТЗ по чистке страниц от переспама, а не советы по составлению robots.txt и покупке ссылок.

2. Подавайте информацию в виде конкретного списка действий, а не общего описания ошибок.
Когда вы приходите в больницу с температурой 38.5, вы ждете, что вам пропишут конкретный список лекарств, а не просто озвучат факт заражения вирусом. С анализом сайтов аналогичная ситуация. Констатации замеченных вами проблем мало – заказчик ждет готовых вариантов их решения.

Описание необходимых действий лучше всего подавать в виде маркированного списка, формируя предложения в «повелительной» форме: «необходимо изменить структуру блоков на главной странице», «Оформление текста на страницах услуг нужно пересмотреть»… и т.д.

3. Усиливайте рекомендации конкретными примерами.
Если описание задачи отвечает на вопрос что нужно делать, то пример должен наглядно показывать, как именно это нужно делать.

Примеры можно подавать в виде:
– готовых решений для сайта, который анализируем (например, готовые мета-теги для ключевых страниц);
– скриншотов;
– ссылок на страницы сайтов, где уже реализовано так, как надо сделать клиенту.

4. По возможности предлагайте несколько вариантов решения каждой проблемы.
И если это касается аспектов отображения и оформления основного контента, можно также предлагать провести A/B тестирование нескольких вариантов, чтоб окончательно выбрать оптимальное решение.

А еще неплохо адаптировать предлагаемые решения к возможностям CMS, на которой построен сайт (если вы знакомы с такой CMS). Например, если вы рекомендуете настроить ЧПУ для портала, работающего на Joomla, посоветуйте плагины, с помощью которых это можно сделать.

5. Избегайте абстрактных формулировок.
Формулировки типа «принять считать», «известно, что», «согласно статистике» и т.д. недопустимы, если вы не можете сослаться на источник. В таких случаях их лучше заменять на «согласно нашему опыту», «мы считаем», «с точки зрения логики» и т.д.

6. Не ленитесь красиво оформить отчет.
Это все-таки документ, за который заказчик заплатил деньги. И даже если вы распишете все детали максимально подробно, но пожалеете время на нормальное оформление, настроение заказчика будет испорчено.

Основное при оформлении:
– отчет должен содержать заголовок, цель, план, основную часть с рекомендациями и ваши контакты;
– в основной части при подачи рекомендаций нужно обязательно использовать маркировку;
– не допустимо использовать несколько разных типов шрифтов – если вы хотите что-то выделить, лучше делать это с помощью размера, цвета или стиля шрифта (жирный, наклонный, подчеркнутый);
– картинки лучше обрамлять рамками;
– используйте проверку орфографии – ошибки и опечатки недопустимы, если вы не хотите подвергнуть сомнению уровень своей компетенции;
– если есть фирменный бланк – используйте его.

И последний совет – никогда не отправляйте отчет сразу после того, как вы закончили его делать. Лучше перечитайте его на следующий день на свежую голову (предпочтительно с утра) – это помогает взглянуть на работу со стороны и подправить неточности. Надеюсь, ваши заказчики, как и наши, будут всегда довольны.

Просмотров: 11,180


  • http://maikl.name/ Майкл

    Да, на оформление тоже нужно ужедить время. Лучше постараться всё сделать не только качественно , но и красиво. Клиент будет доволен.

  • Toriani

    Имеет ли значение формат документа? Если да. то какой следует предпочесть? Спасибо.

  • http://twitter.com/renard_rousse renard_rousse

    Классная статья, Елена! С п.5 согласна на все 100% – сама не доверяю специалистам, которые используют формулировки “принято считать”. Стратегия продвижения у каждого специалиста – СВОЯ, поэтому и опираться в своих доводах стоит только на собственный опыт, а не на “общее мнение”.

  • http://darmoid.ru darmoid

    А вот если заказчик просит сделать аудит сайту, который под агс и указать на причины наложения этого фильтра. А ведь бывают случаи, когда и причин то нет и сайт от а до я вылизан и причесан, а Платон даже внимания не обращает и автоматические отмаски кидает. Что делать в таком случае? 

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

    Еще не видела случаев, чтоб АГС был наложен без причины и Яндекс при этом отвечал отмазками. Скорее всего, причины фильтра не очевидные – не там ищете =)

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

     Мы используем .doc формат – он удобен для заказчика, так как там можно выделить какие-то пункты или скопировать (чтоб скинуть программисту, например). Студии-параноики обычно используют PDF. В принципе, оба формата вполне приемлемы.

  • Дмитрий

     Не очень красиво сказали)) ПДФ намного приятнее получить, чем док. файл. В любом случае у Вас остается док., с него и выдирайте куски. И опять же, если следовать Вашему же мнению – человек заплатил деньги, он хочет чтобы все было красиво – тем более нужно в ПДФ отсылать. (у нас ПДФ+фирменный шаблон – очень классно смотрится)

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

    У нас аудит – это по сути ТЗ по исправлению ошибок на сайте. Список действий, необходимых для достижения какой-то цели, это уже другая услуга — разработка стратегии (http://siteclinic.ru/services/strategy/)

  • http://twitter.com/EstaVenta EstaVenta.ru

    У сайта может быть 20 недостатков, и при этом только 2 из них будут касаться той проблемы, которая волнует заказчика.

    Больной на что жалуемся?

    Сердце вам починили, а вот то что ухи отвалились про это речи не было. Дальше не читал