Три способа оценить конкурентность поискового запроса


Меня часто спрашивают, какими сервисами я пользуюсь для определения уровня конкуренции запросов. На самом деле, я использую такие сервисы только в случаях, если достаточно приблизительных данных или нужно оценить хотя бы “на глаз” большое количество запросов за несколько минут. Для таких задач вполне подходит этот сервис.

Но если мне при составлении семантического ядра нужно определить конкурентность запросов, чтоб точно спрогнозировать трудозатраты на их продвижение, я анализирую каждый запрос вручную.

У каждого SEO-специалиста есть своя методика оценки конкурентности запросов. Поделиться своими методами решения этой задачи согласился Сергей Кокшаров – автор Seo-блога Devaka.ru, главный редактор портала Optimization.com.ua и один из самых известных SEO-экспериментаров рунета. Дальше – прямая речь Сергея.

Методы оценки конкурентности поисковых запросов

Каждый день мы принимаем решение – во сколько встать, какие носки или туфли одеть, в какой ресторан зайти, что выбрать из меню, кому ответить на почту и даже какой из сайтов выбрать при поиске информации. Всё участвует в конкурентной борьбе, от носков и туфель до пунктов меню, от поисковой системы и до сайтов при поиске в этой системе, и даже само время волей-неволей конкурирует между собой.

Конкуренция это всегда сравнение и выбор. Чтобы сравнивать какие-то вещи, они должны иметь количественные показатели, качественные могут сравниваться только экспертами либо большой тестовой группой. Когда речь идёт об оценке конкурентности поисковых запросов, здесь действуют те же законы — нужны количественные показатели, которые позволят сказать “этот запрос достаточно конкурентен” или “по этому запросу конкуренция низкая”.

Однако, людям, оценивающим конкурентность поисковой выдачи, на самом деле, не важен этот показатель. Им нужно определить, сколько энергии необходимо вложить в продвижение сайта по определенному запросу, чтобы быть на желаемых позициях, какой денежный эквивалент или сколько обратных ссылок будет соответстовать этой энергии. Конкуренция, в данном случае, выступает лишь коэффициентом перевода одних энергетических показателей в другие. Например, если мы знаем, что по одному запросу мы тратим 1000 руб/мес и сайт попадает в топ10 Яндекса, то другой запрос с аналогичной конкуренцией, по идее, займёт столько же вложений бюджета и времени на продвижение в топ10 (при прочих равных условиях). Или другой пример. Если сайт имеет определенные количественные показатели (возраст сайта, обратные ссылки, “лайки”, количество вхождений ключевых слов в текст и др.), то подобрав подобные показатели для другого сайта, мы, вероятнее всего, сможем конкурировать с первым на одинаковых позициях.

Исходя из вышесказанного, для анализа конкурентности ключевого запроса, мы должны сравнить или оценить уже имеющиеся характеристики. Рассмотрим, как это можно сделать.

1. Косвенные факторы

Оценить конкурентность запроса можно, собрав несколько количественных показателей по этому ключу в одну таблицу, анализируя выдачу и сайты в ней. Например, это могут быть такие параметры:

– Количество морд (главных страниц) в топе;

– Общее число сайтов в результатах поиска;
– Число прямых вхождений запроса в заголовки;
– Среднее количество обратных ссылок на сайты в топе;
– Средний возраст сайтов в топе;
– Количество контекстных рекламных блоков в выдаче поисковика;
– Наличие страницы с Википедии, Ютуба или Яндекс.Маркета;

– Наличие географической карты в поиске;
– Количество слов в запросе;
– Другие…

Собрав все данные, можно ввести индекс эффективности ключевого слова KEI (Keyword Effectiveness Index), как количественный показатель конкурентности запроса, сложив для него формулу самостоятельно. Некоторые считают KEI как

KEI = (частотность запроса)*1000/(общее количество сайтов по запросу);

Однако, это очень приближенный показатель и лучше использовать в нём как можно больше разных факторов, влияющих на сложность продвижения запроса в топ. Далее, сравнивая KEI для разных запросов, можно оценить, насколько каждый из них конкурентней другого в плане продвижения.

Пример Excel-таблицы сравнения нескольких запросов по конкурентности (кликните для увеличения):

Оценка конкурентности поисковых запросов на примере сравнения параметров топа в Excel

В данном примере используется значение KEI с такими коэффициентами:

KEI = Частотность/1000 * 2/(1 + СловЗапроса) + МлнСайтов +
+ 2*Морд + 2*ПрямыхВхождений + Бэклинков/20 + ВозрастДоменов/5 +
+ РекламныхБлоков/3 + Википедия + Ютуб;

Из таблицы видно, что “ремонт квартир” в два раза конкурентней чем “рольставни”, а те, в свою очередь, в два раза конкурентней запроса “рулонные ворота”. На самом деле, это упрощенная схема, но её, при необходимости, можно использовать.

2. Оценка стоимости

Второй способ сравнить два поисковых запроса, это найти и сравнить между собой стоимость продвижения каждого из них. Для этого существуют разные автоматизированные системы, либо можно оценить стоимость другими методами.

Самый простой метод сравнить две коммерческие фразы по стоимости – использовать сервис оценки месячного бюджета от Яндекс.Директ и посмотреть ставки (в Google есть, соответственно, инструмент KeywordTool).

Если вы знали, к примеру, сколько труда и сил стоило продвинуть запрос “рольставни” в топ10, то берясь за новую ключевую фразу “гаражные ворота”, сравнивая полученные разными сервисами стоимости их продвижения, вы будете примерно представлять, сколько труда и сил займет продвижение второго запроса на те же места.

Если в качестве примера рассмотреть те же запросы (из первой таблицы), используя инструмент Яндекс.Директа для оценки бюджета, то получим такую картину:

Пример сравнения запросов по стоимости их рекламы в Яндекс.Директ

Как видим, сравнительные результаты очень похожи, но всё же не аналогичны. То есть, имеется небольшая погрешность: если в первом случае запрос “рулонные ворота” был менее конкурентен, чем “ремонт ванной цены”, то во втором методе они поменялись местами (первый более конкурентен). Здесь стоит учитывать, что в рекламном аукционе участвует другая выборка сайтов, поэтому результаты будут иметь погрешность, но в ряде случаев такой метод может помочь сориентироваться в оценке конкурентности поискового запроса, особенно если использовать его совместно с первым методом, включая в формулу KEI.

3. Ортогональные запросы

Любые поисковые запросы можно оценивать по конкурентости с помощью такой конструкции:

запрос1 | запрос2

Каких результатов в топе больше (и на сколько), тот запрос и конкурентней. Однако, в этом случае, сложно оценить количественную разницу. А если запросы часто встречаются на одной странице, то представление об их сравнительной конкурентности может оказаться не очень верным. Правильную картину можно получить лишь в случае ортогональности этих ключевых фраз.

Ортогональными называют запросы, которые могут встретиться на одной странице с минимальной вероятностью. Например, если у нас тематика сайта “ремонт”, то запросы из тематики “спорт” или “наука”, скорей всего, будут ортогональными. Проверить это можно в Яндексе запросом:

запрос1 && запрос2

В итоге, должна быть пустая выдача или минимум результатов. Например,

рольставни && спирулина

дают всего 582 ответа, их можно считать ортогональными.

Наша задача — ввести базис, с которым можно сравнить первый и второй запрос, то есть, найти такой ортогональный обоим фразам запрос (впоследствии, можно собрать и использовать свою базу), который будет сравним по конкурентности (или по своей весомости) с одним из тех, которые мы анализируем.

Теперь, если К(1) – весомость первого запроса, К(2) – второго, а К(б) – весомость базиса, и при этом К(б) = К(1), то К(2) легко найти, анализируя выдачу по (запрос2 | базис). А если К(1) в два раза больше К(б), а К(б) в два раза больше К(2), тогда К(1) в четыре раза больше К(2) или первый запрос в четырежды весомей второго.

Поначалу процесс может показаться сложным, но после нескольких раз использования ортогональных сравнений это оказывается весьма несложной процедурой.

Заключение

Под “конкурентностью запроса” чаще всего подразумевают энергозатраты, которые необходимо вложить для продвижение ключевой фразы в требуемый топ. Поэтому, оценивая конкурентность запросов, необходимо искать косвенные факторы, влияющие на эти энергозатраты, например, это может быть стоимость рекламы или продвижения, полученная в сервисах оценки бюджета, либо совокупность ряда других факторов, таких как количество главных страниц в топе, наличие в нём википедии, средний возраст доменов и так далее. Чем больше факторов задействовать для оценки конкурентности ключевой фразы, тем более точным может оказаться результат.

А как вы оцениваете конкурентность поискового запроса? Используете ли социальные факторы, такие как количество лайков и ретвитов в своих таблицах?

Спасибо Сергею за отличную статью и примеры из своего опыта. Задавайте вопросы – думаю, Сергей по возможности ответит на них прямо здесь.

Просмотров: 64,015


  • Pingback: 3 способа оценить конкурентность поискового запроса | Grabr()

  • http://seogang.ru/ Pankoseo

    Спасибо за статью

  • http://twitter.com/glebovgin Glebov I

    не “одеть”, а “надеть”.

  • http://www.akorshunov.ru akorshunow

    Сколько пройдет времени прежде чем Сергей сделает сервис по своей методике оценки?

  • mzgr

    Сергей, а какой сервис вы использовали для определения количества обратных ссылок?

  • http://devaka.ru/ Сергей Кокшаров

    Самый простой вариант это использовать SiteExplorer от Yahoo! Не всегда точные данные, но тем не менее… В принципе, любой доступный для вас инструмент подойдет. Можете попробовать http://solomono.ru/.

  • http://devaka.ru/ Сергей Кокшаров

    Думаю, SeoLib сделают быстрее :) у них уже в планах.

  • http://devaka.ru/ Сергей Кокшаров

    Я технарь, для меня “одеть” и “надеть” это практически то же самое :)
    Спасибо за замечание!

  • http://lifeheart.ru/ Любомир

    Спасибо за подсказки, некоторые моменты взял на “вооружение” :)
    В целом в моей практике использовалось:
    Оценка количества морд в ТОП-10-20, оценка возраста сайта, количества внешних ссылок. Ну и конечно же релевантность самой страницы запросу. 
    Делайте сайтя для людей, покупайте кликаемые ссылки, выводите сайт в ТОП:) 
    Елена спасибо за статью , Сергей спасибо за раскрытую тему

  • Dager

    В язле есть функция “Быстрый анализ топа” там все эти данные (из таблицы) показываются, кроме KEI

  • Александр СЭМ

    скажите пожалуйста, сильно ли влияет на ТИЦ наличие магазина в яндекс маркете. и как Яндекс маркет берет картинки на товар???

  • Павко

    в табличке Все запросы в одной тематике, интересно было бы запросы разных тематик, чтобы посмотреть результаты.

    Можно например взять Кашириновский список топ-1000 самых конкурентных запросов рунета и посмотреть как с этим похож

  • http://devaka.ru/ Сергей Кокшаров

    Давайте попробуем. Где взять этот список?

  • MbyteZ

    В yazzle реализовали оценку конкурентности запросов по вашему методу

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

    Да, мне уже переслали их рассылку. У нас на Seolib.ru такая функция доступна уже давно – http://www.seolib.ru/help/seop

  • http://twitter.com/liberator1984 Поляков Сергей

    Статья интересная, но позвольте вопрос, откуда в формуле берутся непонятные лично для меня цифры:
    Допустим частотность мы умножаем на 1000 (для чего?? и откуда эта тысяча:?)
    В другой формуле мы делим на 1000 и умножаем на два, вопрос, откуда эта двойка и почему мы уже делим на тысячу ? :) я логики не вижу прямой. Вижу только один смысл, если у нас наиболее важный параметр то мы множим на цифру его “веса” (в нашем понимании), для менее значимых параметров “надбавка” меньше. Только не пойму все же, откуда в нашем случае берутся цифры 1000 и два…

  • http://twitter.com/_AIvanov AIvanov

    Так есть же давно AmazingNicheFinder, которая считает KEI для Яндексаи гугла. Я ей пользуюсь уже несколько лет. А до нее был KEI-Checker, который работал только для Яндекса, но был очень удобен. Можно конечно считать вручную (я сам тоже считал), но программа делает все то же самое, время экономит колоссально.

  • http://weblama.com.ua/ Веблама

    Сергей, SiteExplorer от Yahoo! “приказал долго жить”, чем бы его эффективно заменить?
    И ещё один вопрос: используете интсрументы SeoMoz – данет, почему?

  • Pingback: Аноним()

  • MoneyBuzz

    Здравствуйте.

    Прошло много времени с момента публикации материала, что изменилось в формуле для Кейколлектора по оценке конкуренции запросов?

    Как вы считаете, данный вариант объективно оценивает задачу?

    KEI = (((U + Ud) / 2) / 73 000) + T + 6M + 8V

    расшифровка:
    P – кол-во
    точных показов выдачи по запросу за 30 дней.
    U – кол-во страниц, участвующих
    в ранжировании по запросу (точное вхождение)
    T – кол-во главных страниц в
    выдаче ТОП-10
    V – кол-во “витальных страниц” в выдаче ТОП-10
    Т(У) – кол-во
    прямых вхождение запроса в заголовке ТОП-10 выдачи Яндексу
    Т(9) – кол-во
    прямых вхождений запроса в заголовке ТОП-10 выдачи Google