6 важных аспектов технического SEO, которые нельзя игнорировать


Техническая оптимизация играет важную роль в продвижении сайта, так как помогает предотвратить ошибки и недоработки, которые могут отрицательно сказаться на ранжировании сайта, поведенческих факторах и объёме поискового трафика.

  1. Доступность сайта для индексации
  2. Оптимизация для мобильных устройств
  3. Структура сайта
  4. Карта сайта (XML Sitemap)
  5. Структурированные данные
  6. Страница 404 ошибки
  7. Коротко о главном

Работа над улучшением технического SEO достаточно объёмная и сложная, но в этой статье мы сфокусируемся лишь на нескольких самых важных его аспектах, которые нельзя игнорировать ни при каких обстоятельствах.

Доступность сайта для индексации

После любых изменений в настройках сайта важно убедиться, что он доступен для индексации поисковыми роботами. Неправильная настройка директив может стать причиной проблем с индексацией и низкого объёма трафика. Не имея доступа к страницам, которые потенциально могут приносить трафик, роботы не смогут внести их в индекс. Оставшись без внимания поисковых систем, закрытые страницы рискуют остаться практически невидимыми для пользователей.

Выяснить, нет ли на сайте проблем с индексацией, можно с помощью панели для вебмастеров Google. Для этого следует перейти в раздел «Проверка URL» и ввести адрес страницы, индексацию которой нужно проверить. Инструмент сообщит вам, есть ли страница в индексе Google, но при этом не покажет, какие из директив по индексации выставлены для данного URL.

Проверка URL в Google Search Console

Проверку также позволяет осуществить Яндекс.Вебмастер в разделе «Индексирование».

Проверка URL в Яндекс.Вебмастер

Чтобы массово проверить директивы по индексации и определить потенциальную индексируемость сайта, вы можете воспользоваться Netpeak Spider. В программе вам необходимо проделать следующие действия:

1. Перейдите в «Настройки» → «User Agent» и выберите бота поисковой системы, доступность для которой вы хотите протестировать.

Настройка User Agent

2. Вставьте домен в строку с начальным URL и запустите сканирование кнопкой «Старт»

3. Когда сканирование будет закончено, откройте вкладку «Отчёты» → «Сводка» и перейдите к разделу «Статус страниц». Здесь вы увидите, какое количество страниц сайта являются индексируемыми или неиндексируемыми. Кликните на нужный вам пункт, чтобы ознакомиться с полным списком соответствующих URL на вкладке «Отфильтрованные результаты».

Отфильтрованные результаты

4. На упомянутой выше вкладке со сводными данными вы можете также увидеть статусы с различными директивами (Noindex, Nofollow). Если вас интересуют страницы с директивами, выставленными при помощи robots.txt, Meta Robots или X-Robots-Tag, вы также сможете найти их списки в соответствующих разделах «Сводки».

Раздел "Сводка"

5. Чтобы выяснить основные причины неиндексируемости страниц, перейдите на вкладку «Дашборд».

Вкладка "Дашборд"

6. Для детального разбора проблемных страниц с точки зрения индексации вы можете применить функцию сегментации. Она позволяет изменить набор представленных в краулере данных, ограничив их определённым фильтром.

Функция сегментации

Оптимизация для мобильных устройств

Мобильная оптимизация существенно влияет на эффективность продвижения сайта и на сегодняшний день является одним из главных факторов ранжирования Google и Яндекс. Сайты, успешно адаптированные для показа и использования на мобильных, имеют значительное преимущество перед теми, на которых оптимизация не настроена.

Оптимизацию под смартфоны и планшеты осуществляют двумя методами:

  1. Внедрение мобильной версии.
    Создаётся отдельный сайт (как правило, на поддомене), приспособленный под гаджеты, который зачастую представляет собой урезанную основную версию сайта. При переходе на сайт с того или иного мобильного гаджета сервер перенаправляет пользователя на мобильную версию.
  2. Разработка адаптивного дизайна.
    В рамках этого метода HTML-код адаптируется под параметры мобильных устройств посредством CSS. При этом URL страниц не изменяются.

Проверить, правильно ли вы оптимизировали страницы под мобильные устройства, можно в Google Search Console. Для этого можно либо найти интересующую вас страницу в разделе «Улучшения» → «Удобство для мобильных», либо ввести адрес в поисковую строку и на странице с результатами анализа получить всю необходимую информацию на этот счёт.

Если ваша страница оптимизирована, вы увидите соответствующее уведомление об этом, а также сможете узнать дату последнего сканирования страницы роботом.

Проверка оптимизации под мобильные устройства в Google Search Console

Функция проверки мобильной оптимизации есть также в Яндекс.Вебмастере.

Проверка мобильной оптимизации в Яндекс.Вебмастере

Структура сайта

Структура сайта — это смысловая взаимосвязь между страницами сайта, которая составляется на основе семантики. Грамотно продуманная структура облегчает взаимодействие для пользователей и поисковых роботов. Также она помогает упорядочить контент и свести к минимуму количество кликов, необходимое для доступа к любой странице сайта.

При формировании структуры сайта придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • используйте понятную и логичную навигацию: соблюдайте чёткую иерархию разделов и подразделов, не забывайте о навигационных цепочках — так называемых «хлебных крошках»;
  • адреса страниц (URL) должны иметь логическую структуру, соответствующую их положению в иерархии сайта, а также соответствовать принципу ЧПУ (человекопонятные URL);
  • уровень вложенности всех страниц сайта относительно главной должен быть не более 4;
  • у приоритетных для индексации страниц должен быть минимальный уровень глубины и вложенности.

Анализ существующей структуры сайта вы можете провести в упомянутом выше Netpeak Spider.

1. Используя настройки по умолчанию, просканируйте сайт, как уже было описано выше.

2. По окончании сканирования перейдите на боковую панель и откройте вкладку «Отчёты» → «Структура сайта». Здесь вы найдёте древовидную схему взаимосвязи категорий и подкатегорий внутри сайта.

Вкладка "Структура сайта"

3. Выгрузите отчёт по структуре сайта (меню «Экспорт» → «Структура сайта»), где будут представлены только конечные страницы (не редиректы), а также значения проанализированных параметров. В отчёте будет также указан уровень вложенности URL, согласно которому можно будет быстро и легко отсортировать все имеющиеся страницы.

Выгрузка отчета по структуре сайта

Карта сайта (XML Sitemap)

Карта сайта — это файл формата .xml, который должен содержать ссылки на все важные для индексации страницы. Размещается он, как правило, в корневой папке сайта. В первую очередь его создают, чтобы ускорить обнаружение и индексацию труднодоступных страниц внутри сайта.

Создать карту сайта можно несколькими способами:

1. Вручную при помощи обычного текстового редактора.
Вот как выглядит самая простая карта сайта, где содержится одна ссылка:

<?xml version=”1.0″ encoding=”UTF-8″?>
<urlset xmlns=”http://www.sitemaps.org/schemas/sitemap/0.9“>
<url>
<loc>http://example.com/</loc>
</url>
</urlset>

2. С помощью различных плагинов для CMS.

3. С помощью специализированных программ и онлайн-сервисов.

4. С помощью встроенных в краулеры инструментов для генерации XML Sitemap. Среди них — «Генератор Sitemap» в Netpeak Spider.

Например, создание карты в сервисе Sitemap Generator происходит достаточно просто: необходимо ввести домен сайта и нажать «Start», чтобы сервис сразу же начал генерировать карту сайта. После завершения процесса вы сможете просмотреть сгенерированный файл и скачать его. Бесплатная версия сервиса позволяет сгенерировать карту для сайта, содержащего не более 500 страниц.

Sitemap Generator

Обратите внимание, что в карте сайта должны содержаться только открытые для индексации страницы с кодом ответа сервера 200 OK.

После создания карты сайта необходимо выполнить следующие действия:

1. Добавить ссылку на карту в файл robots.txt.

Файл robots.txt

2. Сообщить о ней поисковым системам (Google и Яндекс) в панели вебмастеров. Подробный мануал добавления вы можете найти в справках Google и Яндекс.

Структурированные данные

В условиях нарастающей конкуренции в поисковой выдаче использование структурированных данных является обязательной составляющей технической оптимизации.

Они помогают поисковым роботами более точно обрабатывать и интерпретировать информацию о страницах вашего сайта. Помимо этого, микроразметка формирует внешний вид сниппетов и способствует попаданию сайта в блок ответов Google, который повышает CTR страницы в 2 раза.

Использование структурированных данных

Структурированные данные внедряются с помощью специальных словарей микроразметки. Основным стандартом структурированных данных является Schema.org, который используется для формирования расширенных сниппетов во всех основных поисковых системах мира. Также повсеместно используется OpenGraph — стандарт, который отвечает за внешний вид сниппетов страниц в социальных сетях и мессенджерах.

Чтобы создать микроразметку Schema.org для выбранной страницы, вам нужно:

  1. Перейти на сайт глоссария.
  2. Выбрать нужную категорию и тип страницы (объекта).
  3. Скопировать все необходимые свойства и приступить к сборке кода, который нужно поместить в код самой страницы.

В коде разметки для каждой из страниц должны быть прописаны такие теги:

  • itemscope — описывает отдельно каждый блок;
  • itemtype — помогает указать тип данных, прописывается рядом с itemscope;
  • itemprop — используется для добавления дополнительных свойств объекта;
  • <div> … </div> — открывают и закрывают описание объекта.

Самый элементарный пример микроразметки для страницы книги выглядит следующим образом:

<div itemscope itemtype = “https://schema.org/Book”>
<span itemprop = “name”> SEO — искусство раскрутки сайтов </span>
<span itemprop = “author”> Эрик Энж </ span>
</ div>

Перед внедрением разметки будет нелишним проверить её валидность и правильность каждого элемента с помощью специальных инструментов от поисковых систем Google или Яндекс.

Страница 404 ошибки

К числу самых серьёзных ошибок на сайте относятся битые ссылки — ссылки на страницы с 404 кодом ответа сервера. Большое количество таких страниц может негативно сказаться на поведенческих факторах и лояльности со стороны пользователей.

К сожалению, даже на хорошо оптимизированном сайте существует риск того, что пользователь окажется на странице с кодом ответа 404. Чтобы не отпугнуть его при столкновении с неработающей страницей и смотивировать продолжить действия на сайте, вам следует позаботиться о внешнем виде и корректной настройке страницы 404 ошибки.

При разработке дизайна 404 страницы учитывайте следующие рекомендации:

  1. Поприветствуйте посетителя и введите в курс дела. Объясните, что сайт не «сломался» и с ним можно продолжать работу.
  2. Сделайте оформление страницы 404 идентичным дизайну сайта, чтобы посетители понимали, что они по-прежнему находятся на сайте.
  3. Предложите альтернативу. Разместите несколько ссылок на самые популярные страницы вашего сайта или добавьте строку поиска. И обязательно обеспечьте быстрый доступ к главной странице.
  4. Добавьте креатива. Это удвоит шанс того, что пользователь захочет остаться на сайте.

Страница с 404 ошибкой

Для корректной технической настройки страницы 404 соблюдайте следующие правила:

  • Настройте редирект с неправильных URL на страницу 404.
  • Настройте правильный ответ сервера для неработающих страниц — 404 Not Found.

Чтобы проверить, действительно ли неработающие страницы отдают 404 код ответа, вы можете воспользоваться:

1. Сервисом просмотра HTTP-заголовков Bertal, где после введения нужного URL вы увидите, какой код отдаёт страница.

Сервис просмотра HTTP-заголовков

2. Яндекс.Вебмастером. В нём необходимо ввести URL, запустить анализ и затем в графе «Код статуса HTTP» ознакомиться с кодом, который отдаёт запрашиваемая страница.

Проверка кода статуса HTTP в Яндекс.Вебмастере

Чтобы проверить, есть ли на вашем сайте битые ссылки, которые приводят на несуществующие страницы и ухудшают оптимизацию сайта, воспользуйтесь Netpeak Spider. Для этого вам нужно:

1. Просканировать весь сайт, как было описано выше.

2. После завершения сканирования перейти на боковую панель и открыть вкладку «Отчёты» → «Ошибки». При наличии битых ссылок внутри сайта вы увидите в списке найденных ошибок «Битые ссылки».

3. Кликнуть по названию ошибки, чтобы ознакомиться со списком найденных проблемных ссылок.

Вкладка с проблемными ссылками

Коротко о главном

Техническое SEO — важная часть оптимизации и продвижения сайта, которая обеспечивает не только хорошее ранжирование в поисковых системах, но и комфортное пребывание пользователей на сайте. К особенно важным аспектам технической оптимизации, которым необходимо уделять внимание, относятся следующие:

  • доступность сайта для индексации и мобильных устройств;
  • структура сайта;
  • карта сайта;
  • структурированные данные;
  • страница 404 ошибки.

Расскажите, о каких аспектах технического SEO вы заботитесь в первую очередь?


Юлия Телижняк

Автор: Юлия Телижняк, контент-маркетолог Netpeak Software

Просмотров: 889


  • Многие сейчас про карту сайта забывают…