Что на сайте нужно закрывать к индексации, зачем и как это делать


Наш аналитик Александр Явтушенко недавно поделился со мной наблюдением, что у многих сайтов, которые приходят к нам на аудит, часто встречаются одни и те же ошибки. Причем эти ошибки не всегда можно назвать тривиальными – их допускают даже продвинутые веб-мастера. Так возникла идея написать серию статей с инструкциями по отслеживанию и исправлению подобных ошибок. Первый в очереди – гайд по настройке индексации сайта. Передаю слово автору.


Для хорошей индексации сайта и лучшего ранжирования страниц нужно, чтобы поисковик обходил ключевые продвигаемые страницы сайта, а на самих страницах мог точно выделить основной контент, не запутавшись в обилие служебной и вспомогательной информации.
У сайтов, приходящих к нам на анализ, встречаются ошибки двух типов:

1. При продвижении сайта их владельцы не задумываются о том, что видит и добавляет в индекс поисковый бот. В этом случае может возникнуть ситуация, когда в индексе больше мусорных страниц, чем продвигаемых, а сами страницы перегружены.

2. Наоборот, владельцы чересчур рьяно взялись за чистку сайта. Вместе с ненужной информацией могут прятаться и важные для продвижения и оценки страниц данные.

Сегодня мы хотим рассмотреть, что же действительно стоит прятать от поисковых роботов и как это лучше делать. Начнём с контента страниц.

Контент

Проблемы, связанные с закрытием контента на сайте:

Страница оценивается поисковыми роботами комплексно, а не только по текстовым показателям. Увлекаясь закрытием различных блоков, часто удаляется и важная для оценки полезности и ранжирования информация.

Приведём пример наиболее частых ошибок:
– прячется шапка сайта. В ней обычно размещается контактная информация, ссылки. Если шапка сайта закрыта, поисковики могут не узнать, что вы позаботились о посетителях и поместили важную информацию на видном месте;

– скрываются от индексации фильтры, форма поиска, сортировка. Наличие таких возможностей у интернет-магазина – важный коммерческий показатель, который лучше показать, а не прятать.
– прячется информация об оплате и доставке. Это делают, чтобы повысить уникальность на товарных карточках. А ведь это тоже информация, которая должна быть на качественной товарной карточке.
– со страниц «вырезается» меню, ухудшая оценку удобства навигации по сайту.

Зачем на сайте закрывают часть контента?
Обычно есть несколько целей:
– сделать на странице акцент на основной контент, убрав из индекса вспомогательную информацию, служебные блоки, меню;
– сделать страницу более уникальной,  полезной, убрав дублирующиеся на сайте блоки;
– убрать «лишний» текст, повысить текстовую релевантность страницы.

Всего этого можно достичь без того, чтобы прятать часть контента!
У вас очень большое меню?
Выводите на страницах только те пункты, которые непосредственно относятся к разделу.

Много возможностей выбора в фильтрах?
Выводите в основном коде только популярные. Подгружайте остальные варианты, только если пользователь нажмёт кнопку «показать всё». Да, здесь используются скрипты, но никакого обмана нет – скрипт срабатывает по требованию пользователя.  Найти все пункты поисковик сможет, но при оценке они не получат такое же значение, как основной контент страницы.

На странице  большой блок с новостями?
Сократите их количество, выводите только заголовки или просто уберите блок новостей, если пользователи редко переходят по ссылкам в нём или на странице мало основного контента.

Поисковые роботы хоть и далеки от идеала, но постоянно совершенствуются. Уже сейчас Google показывает скрытие скриптов от индексирования как ошибку в панели Google Search Console (вкладка «Заблокированные ресурсы»).  Не показывать часть контента роботам действительно может быть полезным, но это не метод оптимизации, а, скорее, временные «костыли», которые стоит использовать только при крайней необходимости.

Мы рекомендуем:
– относиться к скрытию контента, как к «костылю», и прибегать к нему только в крайних ситуациях, стремясь доработать саму страницу;
– удаляя со страницы часть контента, ориентироваться не только на текстовые показатели, но и оценивать удобство и информацию, влияющую на коммерческие факторы ранжирования;
– перед тем как прятать контент, проводить эксперимент на нескольких тестовых страницах. Поисковые боты умеют разбирать страницы и ваши опасения о снижение релевантности могут оказаться напрасными.

Давайте рассмотрим, какие методы используются, чтобы спрятать контент:

Тег noindex

У этого метода есть несколько недостатков. Прежде всего этот тег учитывает только Яндекс, поэтому для скрытия текста от Google он бесполезен. Помимо этого, важно понимать, что тег запрещает индексировать и показывать в поисковой выдаче только текст. На остальной контент, например, ссылки, он не распространяется.

Это видно из самого описания тега в справке Яндекса.

Поддержка Яндекса не особо распространяется о том, как работает noindex. Чуть больше информации есть в одном из обсуждений в официальном блоге.

Вопрос пользователя:

«Не до конца понятна механика действия и влияние на ранжирование тега <noindex>текст</noindex>. Далее поясню, почему так озадачены. А сейчас — есть 2 гипотезы, хотелось бы найти истину.

№1 Noindex не влияет на ранжирование / релевантность страницы вообще

При этом предположении: единственное, что он делает — закрывает часть контента от появления в поисковой выдаче. При этом вся страница рассматривается целиком, включая закрытые блоки, релевантность и сопряженные параметры (уникальность; соответствие и т. п.) для нее вычисляется согласно всему имеющему в коде контенту, даже закрытому.

№2 Noindex влияет на ранжирование и релевантность, так как закрытый в тег контент не оценивается вообще. Соответственно, все наоборот. Страница будет ранжироваться в соответствии с открытым для роботов контентом.»

Ответ:

noindex-yandex-img5-min

 

В каких случаях может быть полезен тег:
– если есть подозрения, что страница понижена в выдаче Яндекса из-за переоптимизации, но при этом занимает ТОПовые позиции по важным фразам в Google. Нужно понимать, что это быстрое и временное решение. Если весь сайт попал под «Баден-Баден», noindex, как неоднократно подтверждали представители Яндекса, не поможет;
– чтобы скрыть общую служебную информацию, которую вы из-за корпоративных ли юридических нормативов должны указывать на странице;
– для корректировки сниппетов в Яндексе, если в них попадает нежелательный контент.

Скрытие контента с помощью AJAX

Это универсальный метод. Он позволяет спрятать контент и от Яндекса, и от Google. Если хотите почистить страницу от размывающего релевантность контента, лучше использовать именно его. Представители ПС такой метод, конечно, не приветствую и рекомендуют, чтобы поисковые роботы видели тот же контент, что и пользователи.
Технология использования AJAX  широко распространена и если не заниматься явным клоакингом, санкции за её использование не грозят.  Недостаток метода – вам всё-таки придётся закрывать доступ к скриптам, хотя и Яндекс и Google этого не рекомендуют делать.

Страницы сайта

Для успешного продвижения важно не только избавиться от лишней информации на страницах, но и очистить поисковый индекс сайта от малополезных мусорных страниц.
Во-первых, это ускорит индексацию основных продвигаемых страниц сайта. Во-вторых, наличие в индексе большого числа мусорных страниц будет негативно влиять на оценку сайта и его продвижение.

Сразу перечислим страницы, которые целесообразно прятать:

– страницы оформления заявок, корзины пользователей;
– результаты поиска по сайту;
– личная информация пользователей;
– страницы результатов сравнения товаров и подобных вспомогательных модулей;
– страницы, генерируемые фильтрами поиска и сортировкой;
– страницы административной части сайта;
– версии для печати.

Рассмотрим способы, которыми можно закрыть страницы от индексации.

Закрыть в  robots.txt

Это не самый лучший метод.

Во-первых, файл robots не предназначен для борьбы с дублями и чистки сайтов от мусорных страниц. Для этих целей лучше использовать другие методы.

Во-вторых, запрет в файле robots не является гарантией того, что страница не попадёт в индекс.

Вот что Google пишет об этом в своей справке:

indeksaciya-robots-img1-min

Работе с файлом robots.txt посвящена статья в блоге Siteclinic «Гайд по robots.txt: создаём, настраиваем, проверяем».

Метатег noindex

Чтобы гарантированно исключить страницы из индекса, лучше использовать этот метатег.

Рекомендации по синтаксису у Яндекса и Google отличаются.

Ниже приведём вариант метатега, который понимают оба поисковика:

<meta name="robots" content="noindex, nofollow">

Важный момент!

Чтобы Googlebot увидел метатег noindex, нужно открыть доступ к страницам, закрытым в файле robots.txt. Если этого не сделать, робот может просто не зайти на эти страницы.

Выдержка из рекомендаций Google:

indeksaciya-noindex-img2-min

Рекомендации Google.

Рекомендации Яндекса.

Заголовки X-Robots-Tag

Существенное преимущество такого метода в том, что запрет можно размещать не только в коде страницы, но и через корневой файл .htaccess.

Этот метод не очень распространён в Рунете. Полагаем, основная причина такой ситуации в том, что Яндекс этот метод долгое время не поддерживал.
В этом году сотрудники Яндекса написали, что метод теперь поддерживается.

х-robots-tag-yandex-img3-min

Ответ поддержки подробным не назовёшь))). Прежде чем переходить на запрет индексации, используя X-Robots-Tag, лучше убедиться в работе этого способа под Яндекс. Свои эксперименты на эту тему мы пока не ставили, но, возможно, сделаем в ближайшее время.

Подробные рекомендации по использованию заголовков X-Robots-Tag от Google.

Защита с помощью пароля

Этот способ Google рекомендует, как наиболее надёжный метод спрятать конфиденциальную информацию на сайте.

blokirovka-parolem-img4-min

Если нужно скрыть весь сайт, например, тестовую версию, также рекомендуем использовать именно этот метод. Пожалуй, единственный недостаток – могут возникнуть сложности в случае необходимости просканировать домен, скрытый под паролем.

Исключить появление мусорных страниц c помощью AJAX

Речь о том, чтобы не просто запретить индексацию страниц, генерируемых фильтрами, сортировкой и т. д., а вообще не создавать подобные страницы на сайте.

Например, если пользователь выбрал в фильтре поиска набор параметров, под которые вы не создавали отдельную страницу, изменения в товарах, отображаемых на странице, происходит без изменения самого URL.

Сложность этого метода в том, что обычно его нельзя применить сразу для всех случаев. Часть формируемых страниц используется для продвижения.

Например, страницы фильтров. Для «холодильник + Samsung + белый» нам нужна страница, а для «холодильник + Samsung + белый + двухкамерный + no frost» – уже нет.

Поэтому нужно делать инструмент, предполагающий создание исключений. Это усложняет задачу программистов.

Использовать методы запрета индексации от поисковых алгоритмов

«Параметры URL» в Google Search Console

Этот инструмент позволяет указать, как идентифицировать появление в URL страниц новых параметров.

indeksaciya-parametr-url-img6-min

Директива Clean-param в robots.txt

В Яндексе аналогичный запрет для параметров URL можно прописать, используя директиву Clean-param.
Почитать об этом можно в блоге Siteclinic.

Канонические адреса, как профилактика появления мусорных страниц на сайте
Этот метатег был создан специально для борьбы с дублями и мусорными страницами на сайте. Мы рекомендуем прописывать его на всём сайте, как профилактику появления в индексе дубле и мусорных страниц.

Рекомендации Яндекса.

Рекомендации Google.

Инструменты точечного удаления страниц из индекса Яндекса и Google

Если возникла ситуация, когда нужно срочно удалить информацию из индекса, не дожидаясь, пока ваш запрет увидят поисковые работы, можно использовать инструменты из панели Яндекс.Вебмастера и Google Search Console.

В Яндексе это «Удалить URL»:

yandex-udalit-url-img7-min

В Google Search Console «Удалить URL-адрес»:

google-udalit-url-img8-min

Внутренние ссылки

Внутренние ссылки закрываются от индексации для перераспределения внутренних весов на основные продвигаемые страницы. Но дело в том, что:
– такое перераспределение может плохо отразиться на общих связях между страницами;
– ссылки из шаблонных сквозных блоков обычно имеют меньший вес или могут вообще не учитываться.

Рассмотрим варианты, которые используются для скрытия ссылок:

Тег noindex

Для скрытия ссылок этот тег бесполезен. Он распространяется только на текст.

ssilki-noindex-yandex-img9-min

Атрибут rel=”nofollow”

Сейчас атрибут не позволяет сохранять вес на странице. При использовании rel=”nofollow” вес просто теряется. Само по себе использование тега для внутренних ссылок выглядит не особо логично.

Представители Google рекомендуют отказаться от такой практики.

Рекомендацию Рэнда Фишкина:

rel-nofollow-links-img10-min

Скрытие ссылок с помощью скриптов

Это фактически единственный рабочий метод, с помощью которого можно спрятать ссылки от поисковых систем. Можно использовать Аjax и подгружать блоки ссылок уже после загрузки страницы или добавлять ссылки, подменяя скриптом тег <span> на <a>. При этом важно учитывать, что поисковые алгоритмы умеют распознавать скрипты.

Как и в случае с контентом – это «костыль», который иногда может решить проблему. Если вы не уверены, что получите положительный эффект от спрятанного блока ссылок, лучше такие методы не использовать.

Заключение

Удаление со страницы объёмных сквозных блоков действительно может давать положительный эффект для ранжирования. Делать это лучше, сокращая страницу, и выводя на ней только нужный посетителям контент. Прятать контент от поисковика – костыль, который стоит использовать только в тех случаях, когда  сократить другими способами сквозные блоки нельзя.

Убирая со страницы часть контента, не забывайте, что для ранжирования важны не только текстовые критерии, но и полнота информации, коммерческие факторы.

Примерно аналогичная ситуация и с внутренними ссылками. Да, иногда это может быть полезно, но искусственное перераспределение ссылочной массы на сайте – метод спорный. Гораздо безопаснее и надёжнее будет просто отказаться от ссылок, в которых вы не уверены.

Со страницами сайта всё более однозначно. Важно следить за тем, чтобы мусорные, малополезные страницы не попадали в индекс. Для этого есть много методов, которые мы собрали и описали в этой статье.

Вы всегда можете взять у нас консультацию по техническим аспектам оптимизации, или заказать продвижение под ключ, куда входит ежемесячный seo-аудит.

ОТПРАВИТЬ ЗАЯВКУ

 

Просмотров: 1,065


  • Вадим Капась

    Кажется, в статье ошибка:

    Похоже, имелось ввиду