25.02.2011   ИМХО    18 комментариев

7 вопросов, которые нужно задать себе перед созданием любого проекта


В последнее время все больше людей, проработавших какое-то время в сфере интернет-маркетинга в качестве штатного сотрудника или фрилансера, пытаются создавать свои проекты в интернете. Кажется, а что тут сложного? Для создания и раскрутки сайта опыт есть, для найма 2-3 необходимых помощников отложен небольшой капитал. Нужно только определиться с идеей, зарегистрировать домен – и дело пойдет. И уже через 2-3 месяца проект будет запущен, через полгода – окупится, а через год можно будет уже открывать счет в швейцарском банке. Общаюсь со многими старт-аперами и знаю, что почти каждого из них перед началом работы над проектом посещают такие мысли. Так почему же в 90% случаев стартап оказывается старт-дауном? Наверное потому, что люди не умеют реально оценить перспективы своего проекта.

Перед тем, как начать работу над своим грандиозным проектом, попробуйте ответить на несколько простых вопросов, перечисленных ниже.

1. Какую проблему/задачу помогает решить ваш проект? Можете описать это одним предложением? А можете в 3-х предложениях описать, как именно он ее решает?

Интересное наблюдение: каждый третий клиент, который обращается ко мне по поводу разработки стратегии продвижения сайта, не может четко сформулировать целевое назначение своего проекта и описать его ценность для посетителей.

2. Можете назвать хотя бы 3 отличия вашего проекта от основных конкурентов? Хватит ли у вас пальцев рук, что б перечислить всех конкурентов, которых Вы знаете?

Еще одно наблюдение: почти половина моих клиентов в брифе, где задан вопрос про основные преимущества проекта по сравнению с конкурентами, либо остваляют поле пустым, либо пишут “затрудняюсь ответить”.

3. Знаете ли Вы, кто ваши пользователи, сколько их, и где вы сможете их найти?
Проектом, ориентированным “на всех”, вероятнее всего, не будет пользоваться никто.

4. Сколько по времени займет разработка вашего проекта? Есть ли “подводные камни”, которые могут затянуть запуск? Уверены ли вы, что проблема, которую решает ваш проект, будет еще актуальной к тому времени, когда проект будет запущен?

Запомнилось, как в Елена Масолова в Рунетологии рассказывала о влиянии сроков реализации идеи на ее успех – скидочный сервис darberry был запущен в течении месяца после возникновения идеи и практически сразу после запуска обрел большую популярность. Если проект – потенциальный “долгострой”, лучше десять раз подумать перед тем, как за него браться.

5. Есть ли у вас четкое представление, каким образом проект будет монетизироваться? Если это платный сервис, за что именно и сколько будут платить пользователи? Уверены ли вы, что они готовы столько платить? Если это рекламны портал – знаете ли вы цены на рекламу в этой тематике?

Не стоит надеяться на то, что у вас получится повторить успех Цукерберга, который изначально не представлял, как будет монетизироваться Facebook. Есть много случаев, когда хорошие посещаемые проекты закрываются из-за неспособности самоокупаться.


6. Имеет ли ваш проект долгосрочную перспективу?
Каким вы представляете его через год? А через два года? А через пять лет?


7. Стали бы вы сами пользоваться своим проектом?
Являетесь ли вы сами хорошим специалистом по той проблеме, которую помогает решить ваш проект?

Если вы лично не разбираетесь в проблеме, которую должен помочь решать проект, то по крайней мене в вашей команде должен быть комнетентный в этом специалист. Если в проблеме не разбирается никто из команды, есть большая вероятность, что пользы от вашего проекта будет не больше, чем от расчески для лысого.

Если вы смогли ответить на все вопросы, не задумываясь – возможно, у вас есть шансы на успех.

Интересно, что вопросов у меня получилось ровно семь. Отлично подходит под известную поговорку – “семь раз отмерь – один раз отрежь”. Именно таким принципом нужно руководствоваться перед тем, как реализовывать любую идею, особенно с большими вложениями средств.

Касательно самых идей – в большинстве случаев идеи для неудачных стартапов высосаны из пальца. Перспектива того, что такие проекты в будущем будут на самом деле интересны людям, является весьма относительной. А ведь если проект не нужен реальным пользователям, то никакие рекламные бюджеты не смогут сделать его конкурентоспособным. Ну кому нужна еще одна социальная сеть, ничем не отличающаяся от уже существующих, новый развлекательный портал “обо всем”, женский форум или поисковик (вспомним поисковую систему Webalta)?

Интересно, что многие проекты начинаются в состоянии эйфории. А когда у владельцев-разработчиков эта эйфория уступает место здравому смыслу, то перспективы проекта перестают казаться радужными, но закрыть проект, в который уже вложено немало средств и времени, просто не хватает твердости. И людей, которые работают над проектом, увольнять не хочется. Хороший пост на эту тему есть у Максима Спиридонова.

Хороший проект должен начинаться с поиска решения какой-либо проблемы, а не с желания стать богатым и знаменитым.

Удачи в реализации своих проектов,
С ув., Елена Камская.

Просмотров: 13,825


  • http://www.harum.ru/ Ivan Pazkevich

    Есть еще вариант – можно запустить пробный блог и писать на нем обо всем подряд. Со временем определится тематика, на которую у человека пишется лучше всего и уже ориентировать и блог и прокачивать. Продвижение, естественно, возможно только при определенной теме проекта. Блоги обо всем представляют для пользователей из себя мусорную корзину…

    Я немного люблю поанализировать и сделал небольшой экспресс анализ популярных Сео-блогов, в список блогов входит и Ваш ресурс Елена. Интересно будет узнать Ваше мнение по поводу статьи http://www.harum.ru/?p=110

    Кстати. У Вас появилась фавиконка. Мне нравится – бюрюзовая буква О – бросается в глаза. Запоминающаяся :)

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

    Иван, спасибо за интересный обзор на своем блоге – тоже давно собираюсь сделать подобный, но по другим параматрам :)

  • http://www.harum.ru/ Ivan Pazkevich

    Аналитика – интересная вещь. Буду ждать Вашего обзора) Интересно взглянуть на аналитику, которую сделает мастер)

  • http://bloggermen.ru/ BloggerMen

    Вопросы правильные, но они больше подходят для уже состоявшихся вебмастеров. Если новички начнут задавать себе такие вопросы, проект никогда не появится :)

  • http://webreview.com.ua/ Lili

    Ваша статья конструктивная, а статья Максима призывает “творить добро”. В ваше статье я нашла ответы на один из двух вопросов возникших у меня при прочтении его статьи.

  • Inetmari

    Новичку как раз и надо задаваться этими вопросами. Вот я всего год в инете и то на все вопросы не ответила до сих пор. Например, не изучала конкурентов. И наверное, поэтому пока сайт в ..опе. Да и иногда трудно представить, как монетизировать сайт. Вот это новичку точно еще не понять, так как и способов наверняка еще не знает и не пробовал.
    Вообщем, беру вопросы на заметку и обязательно напишу на бумаге. Это эффективнее, чем мысленно продумать ответы на них.

  • http://eremin.us Еремин

    Отличный и интересные факты. Как раз сейчас в тему. Попутно возникает другой вопрос. Если идея по-настоящему классная, как избежать ситуации подобной в фильме соц.сеть. Хотелось бы осветить вопрос авторских прав.

  • http://tribunska.ru/ Lisa

    В принципе, на любой из этих вопросов можно ответить “нет”, если человек готов ответить “Да” на вопрос “Готов ли я заниматься этим 5 лет, если это не будет приносить денег вообще, но все затраты будут моими”.

    В интернете есть возможность все очень сильно переиграть, если становится понятно, что шли не совсем туда, поэтому вполне может найтись все – и монетизация (когда создавалось большинство проектов, которые хорошо зарабатывают на сапе – никакой сапы еще не было даже в проекте :) ), и специалисты, которым понравится драйв, и аудитория, которой, как окажется, именно этого и не хватало.

    А вот если проект делается не как хобби – то без бизнес-плана просто не хватит мотивации не просто начать, а довести до конца. Так как есть в жизни проекта периоды, когда приходится буквально заставлять себя что-то сделать – и тут нужен сильный мотив, чтобы себя что-то сделать заставить.

  • http://twitter.com/sutogan4ik Андрей Бручко

    у меня пробный блог, пишу о том что сам ищу в интернете

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

    Если проект делается как хобби – тогда можно вообще не отвечать на эти 7 вопросов :) Всегда есть большая вероятность того, что проект, сделанный с душой и для души, будет успешно развиваться. Помню, как в пршлом году на Iforum в секции стартапов выступала молодая семья, создавшая портал для родителей klumba.com.ua. Девушка начинала его как хобби, которое одновременно помогало ей отвлекаться от бытовых проблем во время декрета и находить ответы на актуальные вопросы по воспитанию ребенка. Через год портал стал настолько успешным, что оба супруга ушли с основного места работы, что б дальше развивать свой стартап.

    Мне намного легче работается над теми проектами, которые мотивируются каким-то личным интересом, чем над бизнес-стартапам, созданными с целью монетизации. К счастью, эти два качества вполне совместимы :)

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

    Увы, сегодня случаи “заимствования” чужих идей не так уж редки и такой риск есть всегда. Если не хотите, что б с Вами произошла такая ситуация – не берите в команду гениев с большими амбициями.

  • http://twitter.com/akseoma Агентство Аксеома

    Отличные советы. Порой клиентам действительно лень думать головой. Но это можно им простить, многие из них “тупо делают деньги” и не хотят напрягаться больше нужного. Считая это задачей, которую можно отдать на аутсорсинг.

  • http://seolib.net Александр

    В любом случае нужно что то делать, бывает что в процессе формируются основные концепции сайта.

  • http://vladislavanisimov.ru Владислав Анисимов

    Елена! Вопросы действительно актуальные перед созданием сайтов. Но я думаю, что их прежде всего надо адресовать потенциальным клиентам, которые решили создать сайт для своего бизнеса и решать их совместно, исходя из хотелок клиента.

  • Валерий

    Полезный сайт.
    Не верится что такая милая и красивая девушка, обладает такими объемными знаниями в различных направлениях.
    Но начав читать то что меня интересует, был сильно удивлен когда оторвался от чтения через  4 часа. Читал все что написано о SEO.
    Впечатления от прочитанного на сайте очень хорошие.
    Все написано грамотно, доступно, просто, понятно и доходчиво.
    Вся информация очень полезная для людей которые ищут ответы на вопросы о оптимизации и раскрутке сайта.
    После черырех часового чтения вопросов и ответов, понял что еще нужно учиться очень и очень многому.
    Спасибо за полезную информацию, и за то что вы делитесь своим опытом.

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

    Валерий, спасибо за приятные слова!

  • http://esperanto-plus.ru/ Viktor Kudrjavcev

    Полностью согласен.
    Я начал свой проект просто из интереса – а как это, сделать свой сайт?! Тема у меня была – мое хобби. Делал на коленке, читал всех гуру, учился. Вобщем, работал в кайф, почти не думая о мани. И как же приятно было, когда мой проект приняли в ГГЛ и его гугловский аналог, (ибо PR многих страниц от 4 до 6, хотя я специально к этому не стремился, даже не знал, что у страниц такой высокий показатель)!
    И тут поперло – за месяц заработал больше шести тысяч денег! Может кому и мелочь, но для меня просто награда, выше всяких премий и званий!
    Вывод прост – работайте в кайф прежде всего себе!  Никогда не буду работать над чужими проектами – просто не смогу себя заставить.

  • Pingback: Практика онлайн бизнеса: советы, примеры, кейсы от ведущих игроков Рунета. | Optimizatorsha.Ru()