Яндекс без ссылок. Спорные вопросы новой реальности


После того как Садовский рассказал о планах Яндекса отключить ссылочное для коммерческих запросов, многие оптимизаторы перестали спать спокойно. Очевидно, многие мои коллеги все еще делают ставку на ссылки, хотя этот фактор уже давно не в приоритете.

Благодаря совместным усилиям оптимизаторов, линкбилдеров, бирж и агрегаторов, ссылочная масса из поискового сигнала превратилась в шум. Ссылки стали скорее мешать, чем помогать оценивать релевантность страницы, и Яндекс борется с этим достаточно давно. Многие помнят непот-фильтр в 2007, ограничение веса платных ссылок с 2009, введение целого ряда нессылочных факторов в 2010-2013. Тенденция к снижению веса ссылок для ранжирования очевидна уже давно.

Но большинство оптимизаторов не верит в саму возможность отключения ссылочного. Это неверие активно подкармливается “экспертными” заявлениями представителей бирж и агрегаторов, которые в один голос твердят, что выдача без ссылок будет нерелевантной. Но если внимательно разобраться, становится очевидно, что Яндекс к этому активно готовится.

Не отмена, а замена


Станет ли Яндекс рисковать “счастьем пользователя” ради того, чтобы прижать многомиллионный ссылочный бизнес? Сомневаюсь. Разработчики алгоритма уверены, что отмена ссылок не навредит качеству выдачи, а может быть даже улучшит ее. Очевидно, ссылочный фактор будет заменен на другой поисковый сигнал, близкий по смыслу и назначению.

Наиболее вероятная гипотеза – вместо ссылок будет учитываться трафик по ссылкам. Ссылочный граф будет заменен на поведенческий.

Вероятность именно такого развития событий подтверждают два других официальных заявления Яндекса, которые из-за шума вокруг ссылок были мало кем замечены.

1. Яндекс собирается шифровать текст поискового запроса в Refferer.

У сторонних сервисов, в том числе Google Analytics и Liveinternet, больше не будет данных о ключевых словах, по которым сайт получает трафик. Такая информация будет доступна только в сервисах Яндекса – Я.Метрике и Я.Вебмастере (последний сложно назвать системой аналитики).

Выходит, что проанализировать, по каким запросам переходят на сайт и совершают заказы, можно будет только с помощью Я.Метрики.

У вебмастеров, которые для анализа запросов пользуются Google Analytics, не будет иного выхода как переходить на Я.Метрику.

Официальная причина такой политики – защитить интересы пользователей. Но отрицать выгоду для Яндекса от такого поворота событий нельзя. Чем больше сайтов поставят Я.Метрику, тем больше данных Яндекс получит о поведении пользователей на сайтах, в том числе и о переходах по внутренним и внешним ссылкам.

2. За накрутку ПФ сайты будут автоматически понижаться в выдаче.

Раньше Яндекс всегда придерживался позиции, что нельзя понижать сайт в выдаче за накрутку внешних факторов, так как этим могут воспользоваться конкуренты. Обычно действия роботов и фальшивых пользователей просто игнорировались, на видимости сайта в поиске это не сказывалось. Особо яростные накрутчики временно понижались в выдаче, но это понижение было ручным.

Но на конференции IBC Russia Садовский рассказал, что очень скоро будет запущен мощный антифрод-алгоритм, автоматически понижающий сайты за накрутку ПФ.

Яндекс понимает, что вебмастера быстро сориентируются и начнут накручивать клики по ссылкам, и пытается предотвратить новую волну поискового спама. Недавно в блоке спецразмещения по всем запросам, связанным с ПФ, появилась ссылка на предупреждающий пост на блоге Яндекса:

Вывод: скрытое намерение увеличить число пользователей Я.Метрики и активный антипиар накрутки ПФ говорят о том, что Яндекс активно готовится заменить ссылочный граф на ПФ.

Давайте разберемся, кого в первую очередь затронет нововведение Яндекса.

На каких сайтах скажется отмена ссылочного?

Согласно официальному заявлению, ссылки перестанут работать для коммерческих запросов по Москве. Но какие запросы считаются коммерческими, а какие нет? Можно предположить, что коммерческими считаются запросы, по которым в результаты поиска подмешивается Я.Директ. Согласно данным Нейрон.Ру, таких запросов около 40%, то есть почти половина. Надеяться, что изменения почти никого не заденут, мягко говоря, наивно.

Намерения Яндекса вполне очевидны, и рано или поздно ссылки перестанут работать и в выдаче других регионов. Так что всем владельцам интернет-магазинов, корпоративных сайтов и коммерческих каталогов настоятельно рекомендую подготовиться к новой реальности.

Спорные вопросы

Хотя общий сценарий развития событий понятен, остаются открытыми следующие вопросы:

1. Будут ли работать внутренние ссылки?
На конференции Садовский уклонился от прямого ответа на этот вопрос. Вполне вероятно, что внутренние ссылки все еще будут работать. С другой стороны, многие оптимизаторы используют внутреннюю перелинковку для накрутки веса нужных страниц, что само по себе является обманом поисковика. Так не лучше ли и здесь вместо ссылки учитывать переходы?

2. Будут ли учитываться ссылки для информационных сайтов, которые подмешиваются в топы по коммерческим запросам?

Известно, что по Спектру в выдачу по многим коммерческим запросам подмешиваются сайты информационного характера. Будут ли работать ссылки для таких сайтов в этом случае?

3. Как защититься от накрутки ПФ конкурентами?
Некоторые агрегаторы уже анонсировали переход на продажу трафиковых ссылок. Но если посмотреть правде в глаза, 95-97% сайтов в биржах и агрегаторах – это ГС со средней посещаемостью 10-100 посетителей в сутки. Так что единственный способ для агрегаторов удовлетворить новые потребности оптимизаторов – это накрутка кликов по купленным ссылкам.

Выделить и идентифицировать переходы с “мертвых” сайтов для Яндекса не составит труда. Но вот как он будет определять, что инициатива накрутки принадлежит именно владельцу сайта, а не конкуренту, я пока объяснить не могу.

Снять нельзя оставить. Что делать с текущей ссылочной массой?

Нас постоянно спрашивают, стоит ли продолжать наращивать ссылки или, наоборот, пора отключать.

Хоть я придерживаюсь мнения, что арендованные ссылки и “вечные” статьи с ГС уже давно почти не дают эффекта в коммерческих тематиках, рекомендую пока что не делать резких движений. При текущем алгоритме резкие колебания количества ссылок могут иметь очень нехорошие и продолжительные последствия в виде “залипания” позиций вне топа. И пока не известно, как будет реагировать Яндекс на такие действия в будущем, с резким отключением ссылок советую повременить.

Но если же вы запланировали потратить много денег на закупку новых ссылок для продвижения коммерческих запросов, рекомендую пересмотреть бюджет. Лучше потратить деньги на юзабилити, дизайн и качество контента.

Подробнее о коммерческих факторах ранжирования, на которые нужно обратить особое внимание владельцам интернет-магазинов, я расскажу уже в следующем году.

Просмотров: 4,446


  • vinteru

    Если все поудаляют метрику и яндекс браузеры, то поисковик не сумеет собрать нужную статистику – куда он тогда денется без ссылочного?

  • http://seos.in.ua/ Nikolay Kodiy

    Я считаю, что все равно эффект от ссылочного всегда был, есть и будет. Да, он будет уменьшаться. Да он будет нивелироваться чем-то другим. Но другого фактора, чем “количество твоей популярности” = “количество ссылок на твой сайт” пока не будет и не предвидится.
    Возможно уберут учитывание анкоров, или что-то подобное, но влияние ссылочного всегда будет.

  • Алексей

    “Лучше потратить деньги на юзабилити, дизайн и качество контента.”
    Совершенно верно, уже 3-й год работаем над совершенствованием сайта, но
    практика показывает что только юзабилитии текстов не достаточно, ссылки
    всё же нужны, в качестве привлечения трафика, в небольших количествах и с тематических ресурсов. Если по ссылкам идёт траф, поисковики используют её в ранжировании. В первую очередь касается гугла.

  • Павел Горбунов

    Про Метрику – не согласен.
    Яндекс берет большую часть информации не через Метрику, а через Яндекс Бар.

  • http://blog-artema.ru/ Артём Черкасов

    Ну так это же всё очень хорошо, наконец яндекс будет свободен более менее от говна в выдаче.

  • http://yocarlos.ru/ Tony Sparks

    спасибо за мысли , есть о чем подумать и мне

  • porcelanosa

    еще один вопрос по поводу новых сайтов: если они не попадают в топ, то как им улучшить ПФ? И Вы ничего не сказали про социальные сигналы

  • Dmitry Rasakhatsky

    Я ваши статьи по фильтрам очень уважаю, но ваши прогнозы и анализ текущей ситуации очень сумбурные. Яндекс делает большую ошибку – поэкспериментирует и поймет это. Но как можно писать то, что вы пишете в этой статье? Например, “оптимизаторы используют внутреннюю перелинковку для накрутки веса нужных страниц, что само по себе является обманом поисковика” – это вы заработались перед новым годом?) То в начале говорите “ссылайтесь так, чтобы по ссылкам переходили”, то затем говорите “не ссылайтесь даже на собственные страницы – это обман”, то в итоге “97% сайтов это ГС” и “накрутки единственный выход”… Надо отдохнуть, однозначно! С наступающим ;)

  • http://esoptimizer.com/ ES Optimizer

    Но вот как он будет определять, что инициатива накрутки принадлежит именно владельцу сайта, а не конкуренту, я пока объяснить не могу.

  • http://optimizatorsha.ru/ Kamskaya

    Дмитрий, я имею в виду конкретные методы перелинковки =) Одно дело, если оптимизатор ставит в тексте страницы (или под ним) ссылки, которые помогают пользователю сориентироваться на сайте. И совсем другое, если вся навигация закрывается от ботов с целью сосредоточить вес на отдельных внутренних ссылках, не имеющих никакого отношения к юзабилити. Писала об этом подробно тут – http://optimizatorsha.ru/master-classes/vnutrennyaya-perelinkovka/

  • Pingback: Аноним()